При выборе бульдозера возникают вопросы соотношения цена-качество-решаемые задачи-срок реализации проекта, ответы на которые можно найти, прочитав эту статью о некоторых этапах развития бульдозерной техники и конструктивных особенностях современных машин.
К привычному в 21-ом столетии внешнему виду бульдозера с его гусеничным шасси и регулируемым отвалом приложили руки ряд зарубежных и отечественных изобретателей, прежде чем он стал технически более производительным и универсальным. Разработчиком гусеничного хода машины по праву считается британец Ричард Эджуорт, который в конце 18-го века запатентовал систему гусеничного движителя.
В 1913 году английским инженером Дэвидом Робертсом был запатентован прообраз современной гусеничной ленты. В 1935 году компания Caterpillar успешно испытала бульдозер с отвалом, управляемым гидравликой, а не только системой лебедок, канатов или вовсе вручную, как до этого позволял уровень развития землеройной техники.
В последующие годы фирма последовательно развивала и внедряла технологии машиностроения, что позволило ей стать одним из признанных лидеров по производству бульдозеров. Технологии, которые использованы при проектировании популярного американского бульдозера Caterpillar SD9, применяются в производстве его аналога — Shehwa SD-9.
Бульдозерную технику принято разделять по различным параметрам:
Деление бульдозеров по этим признакам помогает при выборе техники для расчистки территории, строительных работ, создания насыпей, разработки котлованов.
Тяговое усилие на крюке бульдозера всегда меньше его массы и для различных сфер применения техники предусмотрен свой тяговый класс машины, наиболее оптимальный для выполняемых видов работы. По тяговому усилию бульдозеры классифицируются на категории:
Основной парк бульдозерной техники относится к категории тяжелых машин.
Техника с тягой до 9 тонн как правило оборудуется механической трансмиссией (МТ), пример тому — экскаватор-бульдозер-погрузчик ЭБП-11 с 4-х ступенчатой КПП. Наряду с простотой конструкции, обслуживания и приемлемым уровнем надежности в механических агрегатах из-за фиксированного передаточного числа ступеней передач невозможно на полную мощность использовать мотор: либо недозагрузка, либо перегрузка.
В тяговой категории свыше 9 тонн около 90 % мирового бульдозерного парка имеет гидромеханическую трансмиссию (ГМТ). Благодаря отсутствию жестких механических соединений между мотором и трансмиссией ГМТ имеет повышенную надежность, которая обеспечивается демпфирующими свойствами трансмиссионного масла. Если сравнивать однотипные машины с ГМТ и МТ, то расход топлива на единицу перемещенной породы у бульдозера с ГМТ будет на 15–20 % ниже, чем у техники с МТ.
Особую маневренность и возможность разворота с нулевым радиусом бульдозеру обеспечивает гидростатическая трансмиссия (ГСТ). Машины с ГСТ имеют повышенные требования к чистоте трансмиссионного масла и оборудуются сложными электронными блоками, что влияет на особенности их обслуживания.
Основной рабочий инструмент бульдозера — отвал, который бывает прямым, полусферическим и сферической формы. По отношению к продольной оси машины отвалы делятся на:
В действие лопата приводится механизмом подъемного привода, особенности конструкции которого будут определять маневренность отвала: повороты, опускание, наклон или перекос. Типы подъемных механизмов:
Рынок бульдозеров условно разделен на несколько ценовых категорий, такие как:
Около половины российского парка бульдозерной техники занимают именно китайские машины. Это наиболее выгодные решения по соотношению цена-качество в строительстве на краткосрочный период использования до трех лет и в среднесрочной перспективе — на период до 7–8 лет.
Если сравнивать стоимость аренды машины из линейки бульдозеров Shehwa на 8-часовый рабочий день, то приобретенная техника выйдет на окупаемость в течение 12 месяцев эксплуатации.
Поэтому при определении «лучшего бульдозера» в каждом конкретном случае нужно учитывать задачи, условия использования, загрузку, доступность сервиса и запасных частей, коэффициент технической готовности, которые будут влиять на производительность, бесперебойность и срок эксплуатации техники до капитального ремонта.
Если с лучшими производителями техники, их задачами и сферой ее использования все более-менее понятно, то при выборе бульдозера с наработкой нужно придерживаться определенного порядка действий для успешной сделки.
Качество бульдозера, купленного на вторичном рынке, сильно зависит от известности и надежности продавца, а также наличия у него сервисной базы, специалистов по ремонту и обслуживанию техники, склада запчастей и/или возможностей их поставок в короткие сроки. При наличии всех вышеперечисленных факторов вероятность того, что покупатель получит машину в комплектности и техническом состоянии, заявленном продавцом, составляет около 100%. Что нужно проверить перед покупкой бульдозера, в том числе с наработкой:
Компания «Русбизнесавто» занимается поставками бульдозерной техники, в том числе и с наработкой. Для клиентов в регионах доступна услуга «Выездной сервис», которая позволяет в короткие сроки отремонтировать вышедшую из строя технику или провести ее плановый ремонт/обслуживание, если у заказчика отсутствует необходимая ремонтная база, запчасти и специалисты.
У сервисного центра предприятия в наличии все необходимые сертификаты и лицензии для обслуживания бульдозерной техники, а специалисты ремонтной службы проходят периодическое обучение и повышение квалификации по способам и методам ремонта различных марок машин
Бульдозеры с наработкой проходят предпродажную подготовку, обслуживание, замену смазки, резиновых шлангов, патрубков и по результатам диагностики регулировку топливной аппаратуры, мотора, трансмиссии, подвески с заменой изношенных деталей. Поэтому техническая готовность такой техники максимальная и покупатель может сразу ее эксплуатировать на своем объекте без дополнительных вложений средств и времени.